Laowaicast 229: Реинкарнация Далай-ламы. Мэйнюй и членовредительство. Премия за лаовая-нелегала.

Laowaicast 229. Обложка: Анатолий Стрельцов

Возвращаемся к старому формату и обсуждаем последние новости из Китая. Китай запретил далай-ламе огульно реинкарнировать. Китайская продавщица сломала палец покупателю за обращение «мэйнюй». Настучи на иностранца и получили 1000 юаней.

  • Стать патроном подкаста на Patreon
  • Реинкарнация Далай-ламы теперь только по закону КНР
  • Как реинкарнировать легально и не попасться?
  • Продавщица обуви сломала палец покупателю за то, что он назвал ее «красотка»
  • Как правильно обращаться к мужчинам и женщинам в Китае и России
  • Новое приложение китайской полиции «настучи на иностранца-нелегала и получи премию»
  • Как Мальцев звонил в полицию и жаловался на собратьев-лаоваев
  • Свежие вакансии для китаистов и слушателей Лаовайкаста
  • Грамота: 哭笑不得 (kū xiào bù dé) и смех и слёзы. 帅锅 (shuàiguō) вместо 帅哥 (shuàigē) красавчик. 三非 (sān fēi) «три не-»; незаконная иммиграция, нелегальное проживание, незаконный прием на работу (политика в отношении иностранцев).
  • Музыка: Dynoro feat. Laure Shang (尚雯婕) — In My Mind (Mandarin version)
  • Обложка: Анатолий Стрельцов
  • Пожертвования выпуска: выпуск вышел преимущественно благодаря нашим спонсорам Каца Andrey Azarin, Anna Kuzmina, msyu и Дмитрий Брянцев. А также спасибо остальным нашим патронам и жертвователям: Mixei, slanchevbryag, Александр Кольцов, KONSTANTIN TALETSKIY, Alexander, Dmytro Gomov, Evgeny Sher, Jane Matsesha, Vasiliy Galkin, Мария Соозарь, Павел Яковлев, Andrej Fedotov, Anton Lokhanin, Evgenii Kochanov, Zyablik, Maxim, Peter Tretyakov, Maxim Garbart, VitaLife. А также донаты на WeChat/Alipay/Yandex (мы не видим ваших имен!): …花 WeChat, от Николая на корм Зусману, …9899.
  • Поддержать подкаст! (WeChat, Alipay, Яндекс.Деньги, PayPal)
  • Поставьте Лаовайкасту пять звёзд в iTunes
  • Чат-группа Магазеты и Laowaicast в Telegram
  • BTC: 1C6ePJcqLZTr6nEDoTCD8usenSju1TQ2p8

62
Отправить ответ

avatar
13 Цепочка комментария
49 Ответы по цепочке
13 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
14 Авторы комментариев
ТимофейKatKirill Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Александр Мальцев

Очень много крутых комментариев, всем спасибо! Тем временем вышел свежий Laowaicast 230: Энди о криптовалюте и майнинге в Китае. Послушайте его прямо сейчас — https://laowaicast.ru/2019/04/laowaicast-230/

Здравствуйте, господа!
Вы в конце выпуска, и уже не в первый раз, рассказывали, что в Китае наличными уже практически не пользуются, все перешли на разного рода электронные платежи. В связи с этим вопрос по поводу надёжности и безопасности. Как известно, программ без ошибок не бывает, безопасность инфраструктуры тоже бывает очень разной. А разного рода жулики не дремлют. Как защитить свои электронные кошельки? Известны ли вам какие-нибудь громкие случаи мошенничества? НА чём попались и какие были последствия? В общем, интересно было бы послушать что-то на эту тему.

Тимофей
Тимофей

Комменты чуть ли не интереснее самого выпуска ;]

Kat
Kat

К комментам на религиозную тему:
В г. Харбине на одном месте тесно соседствуют католическая, лютеранская и православная церкви. В воскресенье в лютеранской на службе не протолкнуться, из католической также выходит не один десяток одухотворенных китайцев, а вот православная… «на лопате» :(
Надеюсь, ситуация как-то поменяется, ведь столько наших храмов когда-то было в городе, и всё это — красивейшие здания, памятники архитектуры.

В этой связи Михаилу Дроздову можно тему предложить: русская эмиграция в Китае, хотя бы краткий экскурс. И ещё вопрос: как узнать о почивших в Китае предках, куда обращаться? Конкретно г. Шанхай интересует 1935 г.

Kirill
Kirill

А по тематике буддизма можно Дмитрия Моисеева пригласить. У него большой цикл статей про боевые искусства на магазете.

Papa HuHu

Саня, а ты его знаешь? Может пригласим. На самом деле, боевые искусства может и интереснее буддизма :)

Александр Мальцев

Знаю только заочно в онлайне. Можно и позвать. У нас как про БИ напишут, сразу в комментах холивар и трололо :)

Kirill
Kirill

В принципе и к Русской Православной Церкви есть много вопросов, является ли она христианской? Достаточно вспомнить ветхозаветные заповеди ( и второзаконие) : ” Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли“ и тут сразу можно вспомнить про самый популярный атрибут христианина и про почитания старцев в православии. Но ничего. Принимают же христианство россияне, пусть и не думают об этом,чем жители Китая хуже =)

Александр Мальцев

Надо еще раз позвать Кураева или других святых отцов, чтобы и на эти вопросы ответили.

Kirill
Kirill

Кураев тот еще политолог. В ютубе полно его лекций на тему “кто не за нас — тот против”. Он уже как-то выступал на тему буддизма. Нафиг =) Да и эти вопросы не по тематике подкаста)

Papa HuHu

а кого можно позвать поговорить про буддизм? Демьян? Давай тебя?

Kirill
Kirill

Можно Дениса Палецкого спросить, он вроде долго занимался буддизмом.

Madman’s Nest

Да, Денис хороший буддист.

Демьян, всегда предпочитаю стремиться к людям более интересным и знающим, чем сам. Так что если и подписываться на эту авантюру, то только с тобой в паре :-))) Кстати, если говорить о Кураеве, то он достаточно глубоко разобрался в теме и делает в целом грамотные выводы, да только расставляет нужные себе акценты, как и полагается катехизатору. Из этого следует, что мы с тобой тоже не самые объективные спикеры, мы по-своему пристрастны. И притом уязвимы, если втягиваться в слишком злободневные темы. Как обычно, надо начать со сбора интересующих всех вопросов. Огласите весь список, пожалуйста ;-)

Papa HuHu

Предлагаю батл: Папа ХуХу против даосов и буддистов! Я буду прикрываться Хань Юем и Марксом!

Pocemin
Pocemin

А не подскажите, что это за явление, когда труппы буддистов месяцами гастролируют по Европе со всякими представлениями? Мне встретилась одна такая труппа, из какого-то буддийского университета (?) в Непале, больше полугода колесили по Европе — делали мандалы, плясали в тибетских костюмах. Один молодой парень оттуда был китаец, остальные постарше. Как эту деятельность вообще рассматривать — сбор денег для своего учебного заведения? Миссионерство? Это распространено?

Pocemin
Pocemin

Нашла даже их плакат: та группа, что мне встретилась, делала тур Sera Jey monastery — Tour of Compassion & Harmony (https://tourofcompassionandharmony.org), но сайт уже не работает.

Был в Непале, там очень серьезные проблемы с финансированием всего. Особенно после разрушительного землетрясения. На Западе давно есть программы помощи непальским монастырям волонтерами-преподавателями английского. Предполагается, что молодым монахам нужен английский для того, чтобы потом они могли распространять Дхарму на Западе. Видимо, Вы наблюдали как раз эту миссию в действии — ознакомление публики на Западе с непальскими буддистскими традициями. Если при этом получается и средства собрать на восстановление святынь — то дело это благое, разумеется.

Pocemin
Pocemin

Понятно, большое спасибо! Внимательней изучила плакат (на французском) и нашла информацию, что тур организован при содействии какого-то монастыря Наланда во Франции. И еще, кажется, я все-таки неправильно запомнила — тот университет-монастырь, видимо, все-таки в Индии. Но догадываюсь, ситуация похожая с Непалом.

Наланда — действительно, буддистский институт в Индии. Руководят им активисты из стран Запада, многие из них из Великобритании, цель — возрождение буддизма на Индийском субконтиненте, помощь в получении образования членами буддистской общины из стран региона. Так что ситуация и в самом деле похожая.

Pocemin
Pocemin

О! Очень интересно, спасибо! «Активисты из стран Запада»… У меня много всяких предубеждений против активистов из Запада — или вообще активистов извне, которые занимаются деятельностью не на своей территории, но оставим эту тему. В конце концов, они ничем не хуже христианских мессионеров :)
Разве что не удержусь: один из этих монахов делал мне неприличные предложения, чем, конечно, подпортил впечатление о своем институте (они же его отобрали, чтобы он в Европе их представлял!) и постил эпичные фотографии в черных очках, на крутых вездеходах и в меховых шубах. Но люди везде люди, буддисты они или христиане или еще кто. Всякие встречаются :)

Hua Guofeng
Hua Guofeng

Товарищ, это вопрос чисто резонерский, во-первых, он применим и к любой другой ветви христианства (и регулярно задается скептиками), во-вторых, любой теолог вам на него ответит (правда так, что всё равно ничего понятно не будет)

Kirill
Kirill

Мой комментарий был к тому,что религиозное учение попадая на определенную почву изменяется под местных носителей (либо же носители искореняются). Так и христианство византийского толка попав на Русь достаточно сильно изменилось,вобрал элементы местного язычества. Так и китайцы принимая Иссу, думаю вносят корректировки в религиозный обряд . А про русскую церковь Лев Толстой хорошо говорил и пытался изменить направление,жаль не вышло )

Kirill
Kirill

Не думаю что направление “儒家” (конфуцианства\ученых мужей) можно считать религией. Архетипом ханьского верования является культ предков, который благополучно дожил до наших дней. Но в отличие от авраамических религий, культ предков не пошел по пути универсализации и вырабатывании четких религиозных структур и основ и остался на уровне шаманизма. Конечно некоторые даосские школы выработали свою космологию,религиозную и жреческую структуру. Но не все. Буддизм же пришел на кит землю в виде различных школ и направлений, которые позже обретали национальный колорит и свои отличия от буддизма Южной Азии или Индии. В Тибете же (если не брать народный буддизм), то сохранился огромный пласт знаний индийского… Подробнее »

Madman’s Nest

Всё проще, принимают христианство потому что миссионеры миссионерствуют. Мне один раз довелось пообедать в семье сингапурских миссионеров, которые среди местных студентов нелегальную работу ведут. По интенсивности воздействия — круче «Жэньминь Жибао», только вместо Маркса рекомендуют обращаться к Иисусу, а вместо «Мыслей Си Цзиньпина» рекомендуют читать Библию. В остальном такая же упёртость и неспособность к диалогу. Хорошо, что у многих иммунитет к этой упёртости выработался благодаря беспрерывному потоку пропаганды. Но слабые духом, вероятно, не выдерживают и обращаются. И вообще, причины обращения у всех индивидуальны и с самим христианством не обязательно связаны — кому-то психологическая поддержка нужна, кому-то интересна культура Запада с… Подробнее »

Максим Иванов
Максим Иванов

Недавно смотрел фильм «Молчание» Мартина Скорсезе (2016) — https://en.wikipedia.org/wiki/Silence_(2016_film), снятому по роману Сюсаку Эндо. Хороший угол зрения на миссионерство (на примере Японии), его слепую одержимость и нежелание сильно вникать в местную специфику, в упертой уверенности в собственой праведности и правоте- единственно правильной. Помимо этой одержимости показано восприятие местным населением- забитыми и неграмотными рыбаками — догматов христианства. Интересно. Разумеется, причин много и специфика везде (в Китае) своя, но не могу не согласиться, что с верой в «парадизо» после смерти жить свою собачью крестьянскую жизнь как-то легче, и даже помирать в мучениях не так страшно. Сегодня мотивации конечно другие, но смысл прежний-… Подробнее »

Pocemin
Pocemin

Миссионеры миссионерствуют — факт. В центре Цюриха как-то наткнулась на белых! людей, которые стояли с плакатом на китайском! и раздавали христианские религиозные брошюры на китайском! же языке. То есть они китайцев даже не в Китае вылавливали, а в Европе. Я понимаю, когда запрещенная в Китае ф- секта ловит китайцев по заграницам, но чтобы в Европе белые нацеленно искали китайцев для привлечения в христианство? Это было новостью

Hua Guofeng
Hua Guofeng

Мне кажется, Китай — это уникальный пример государства, в котором никогда не было как таковой государственной религии, а главное — религии, вплетённой в национальную идентичность, что в истории большинства стран было крайне важной вещью. Как мы знаем, даоизм и конфуцианство это не религии, а скорее морально-этические кодексы. Буддизм в Китае появился когда выяснилось, что он с ними удачно сочетается, и никогда не являлся объединяющим фактором нации (разве что для ихэтуаней, но и у них буддизм был синкретического толка). В новейшей истории — атеистический социализм, который формально продолжается до сих пор, во времена Мао приправленный культом личности. Нет чёткого исторического стереотипа… Подробнее »

Madman’s Nest

Мы по книжкам про конфуцианство и даосизм знаем, поэтому и кажется, что это «морально-этические кодексы», чем-то принципиально отличные от религий. Что говорить, многие западные люди и про буддизм пытаются рассуждать, что это мол не религия, а философия. Мне кажется, нужно пожить на Тайване и понаблюдать вживую китайский даосизм и конфуцианство, прежде чем делать вывод, религии это или нет. Я не жил, но из того, что знаю, скорее всего окажется, что религии :) В Китае были императоры, поддерживавшие даосизм, а были — поддерживающие буддизм (У Цзэтянь, Хубилай, маньчжуры тоже в какой-то степени), поэтому «никогда» тут тоже не подходит. Да и ислам… Подробнее »

Papa HuHu

Демьян, а как-то не понял твой посыл. Конфуцианство это религия, ты хочешь сказать? В таком случае, марксизм это тоже религия?

Madman’s Nest

А что, не религия? Служители культа есть, храмы есть, ритуалы есть, вера в сверхъестественное — некий изначальный порядок, который нужно поддерживать — есть. Это всё признаки религии.

С марксизмом сложнее, потому что это очень широкое понятие, но в том виде, в котором он насаждается КПК, тоже многие признаки религии присутствуют. Ритуалы есть, служители культа есть, вера в сверхъестественное под вопросом, но даже запрет служителям культа переходить в другую религию есть.

Pocemin
Pocemin

Насчет того, религия ли Конфуцианизм или нет, есть куча научных работ. В отношении именно Тайваня некоторые исследователи (не найду сейчас имен, можно нагуглить) пришли к выводу, что там можно говорить именно о религии. Что началось как философия в своей нынешней форме соответствует религии. Там анализировали на наличие различных атрибутов религии — наличие храмов, ритуалов и тд и тп.

Hua Guofeng
Hua Guofeng

Ваш ответ лишь доказал мою точку зрения. В разные времена влияние разных религий в Китае было значительное, но сравните с историей всех христианских или мусульманских стран к примеру — на протяжении всего существования было влияние всего одной религии, и то, влиянием, даже доминированием, это не назвать, когда, например, то, что русский может быть не православным просто не было понимания у людей, а зачастую это каралось неминуемой смертью. Христианские государства вплоть до новейшего времени были в большой степени теократическими, а после — религия играла важную роль в формировании патриотизма.

Madman’s Nest

Про «всех христианских и мусульманских стран» опровергается на раз-два. Испания — сначала язычество, потом христианство, потом ислам, потом опять христианство. Индия — индуизм, потом буддизм, потом ислам, потом опять индуизм (ну или напополам, если с Пакистаном вместе считать). Теперь берём неисламский нехристианский Тибет или Бутан — вплоть до новейшего времени теократия, важная роль религии в формировании патриотизма. Берём Японию — в средние века буддизм, потом христианство, потом снова буддизм, а в новое и новейшее время — в большой степени теократическое государство (тэнно — верховный жрец синто), религия играла важную роль в формировании патриотизма. (Синто в основе — это такая же… Подробнее »

Hua Guofeng
Hua Guofeng

Языческий период я вообще не беру, в его времена и государств как таковых не было, так можно и про Русь сказать, что у нее был языческий период, Так же можно сказать и про русских и ислам — ведь это была оф. религия Золотой Орды, под которой русские тогда ходили, как и испанцы под арабами. Про христианство в Японии — ну оно имело место быть, но не было же оно государственной религией. Так же как и теократическое гос-во Япония лишь формально. История же христианских и мусульманских стран — это христианство и ислам, которые занимают 99,9% объема. Так что вы стараетесь придать… Подробнее »

Pocemin
Pocemin

Насчёт тибетцев понять бы ещё, чего молодёжь оттуда бежит. Или бежала. В Швейцарии встретила целую компанию, лет 25-35, сказали, сначала пешком как-то до Непала, потом до Швейцарии и так там и живут, в Тибете семьи, вроде, остались, но не возвращаются. Языка не хватало и степени знакомостис, чтобы выяснить детали, что их гнало из Тибета (один, вроде, в 13 сбежал, дело было лет 10 или больше назад, другой присоединился к другу лет 7 назад). Монаха-бегуна тоже встречала, но там понятно. А вот почему молодые парни оттуда ушли? Вот это пока не могу понять. Было бы здорово, если бы кто-то близкий к… Подробнее »

Madman’s Nest

До 2009 года Тибет был относительно открыт, а потом случились восстания в Лхасе, после которых политика быстро отморозилась, возможно, ваши как раз на волне этого отмораживания бежали. А вообще, думаю, все по разным причинам бегут, кто-то наверняка просто хочет воспользоваться возможностью эмигрировать засчёт беженского статуса, кого-то слишком пригружают ограничения и контроль (особенно за тибетскими школами и монастырями), а кто-то на самом деле политический активист. Тем более, по-молодости легко таким увлечься, да и западная пропаганда на них хорошо действует, как и на любого человека, уставшего от унылой китайской. Я когда общался с тибетцами, 5-7 лет назад дело было, как раз была… Подробнее »

Pocemin
Pocemin

А, видимо, действительно связано с 2009 годом, по времени совпадает. Насчет экономических соображений — беглый монах, который мыл посуду, так и говорил, что работать ему вообще-то не надо и большинство его знакомых не работают, живут на пособие, но он так не может «быть нахлебником». У него-то явно политические причины выходят — бывший монах и по времени тоже подходит, в 2011 или 2012 мне говорил, что три года не мог связаться с семьей в Тибете (после бегства). А вот молодежь тоже примерно того же времени, но чисто внешне их жизнь в Швейцарии меня немного удивляла — зацикленность на всяких Армани и… Подробнее »

Papa HuHu

Вообще странно — тибетцы в Швейцарии. Больше похожи на ребят, получивших билет политбеженца.

Pocemin
Pocemin

Конечно, они были в статусе политбеженцев. Откуда иначе визы и соцпомощь? Я даже догадываюсь, что должна быть какая-то более-менее налаженная дорога из Непала в Швейцарию, потому что в историях и монаха, и молодежи повторялось «сначала недели пешком по горам, а потом из Непала в Швейцарию». Но Швейцария давно тибетцев поддерживает, еще в 60-х они усыновляли тибетcких детей, есть своя история поддержки региона и большая община тибетцев. Поэтому там это совсем не странно, тибетцев довольно много. Вопрос был в том, как в наше время кто-то в 13 лет мог этот путь пройти и почему. Действительно ли что-то из дома гнало или… Подробнее »

Pocemin
Pocemin

Швейцария еще в 60х годах усыновила полторы сотни тибетских детей и всегда поддерживала регион, поэтому как раз тибетцы в Швейцарии это не странно, их там довольно много. И разумеется у них статус политбеженцев — иначе откуда и визы, и соцпомощь? Я даже подозреваю, что есть какая-то более-менее налаженная дорога из Непала в Швейцарию, потому что и в истории монаха, и в истории ребят звучало «несколько недель пешком до Непала, потом в Швейцарию». Видимо, главное было до Непала добраться. Вопрос был в том, что могло заставить кого-то в 13 лет пройти этот путь? Что так гнало из дома — или же… Подробнее »

Pocemin
Pocemin

Странно, комментарии то появляются, то исчезают. Теперь два раза запостила одно и то же, а удалить уже не могу. Прошу прощения за хаос. Да, в истории с тибетцами надо уточнить — лично общалась я с двумя, бывшим монахом лет за 40 и с парнем лет 35-ти. У последнего была целая компания друзей примерно одного с ним возраста и он рассказывал немного об одном, кто в 13 бежал. Поэтому где-то я неправильно употребила множественное число, потому что все рассказы про молодежь слышала из уст одного человека. Но очень мешал языковой борьер и мы не были настолько хорошо знакомы, чтобы они мне… Подробнее »

Pocemin
Pocemin

Касаемо религиозности — я встречала глубоко верующих китайцев-христиан. Но все они тусовали в домашней церкви, которая потом из-за увеличения «прихожан» еще и разделилась на несколько, чтобы сразу в одном месте не скапливалось слишком много людей. Даже вичат группы разделили/убрали. Какая-то подпольная деятельность там не велась, библию читали, песни пели, обсуждали разные темы — в плане вера и как в жизни жить согласно ей, какие противоречия и тд, молились. Собственно, и вот. Практичность, о которой тут говорили в плане китайцев и веры — ну, мне кажется, дело не в китайцах, а в людях вообще. Везде будут такие, кто идет в определенные… Подробнее »

Madman’s Nest

Спасибо большое! Как-то так я и думал.

Pocemin
Pocemin

Кстати, еще отдельная интересная тема — китайцы-христиане за границей. В Европе пару раз была на таких китайских службах в разных странах. Один раз в здании, работающем регулярно именно как церковь (если не подводит память, оно было открыто и для местного населения, то есть вмещало в себя в разные смены разный народ?), с соответствующей наружной маркировкой, но не классической архитектуры. Зашла сама, никакого приглашения или фейс-контроля там не требовалось. Кажется, потом меня спросил кто-то, как я туда попала — но и все, особо никто внимания не обращал. Другой раз здание было скорее индустриальное, видимо, сняли помещение под свои нужды. Везде практически… Подробнее »

Madman’s Nest

И ещё раз спасибо.
Я замечал, что даже нерелигиозные китайцы часто высказываются, что мол, хорошо, когда у человека есть религия.
Почему-то есть у них такое распространённое представление.

Pocemin
Pocemin

Думаю, дело в распространенном представлении, что в китайском обществе полный бедлам и отсутствие моральных ориентиров, что выражается во всевозможных подделках и махинациях, из-за которых могут страдать даже дети. И религию видят как один из способов привить какие-то моральные ценности. А по-моему, просто общество и отношения между людьми меняются, дело времени

Тимур Седов
Тимур Седов

Привет. Не считая затянутого начала, все понравилось. Особенно — рассуждения о разговорном китайском. Таких бы почаще. Как и в целом — житейских историй. В этот раз выпуск на них богат. Спасибо.
Да, товарищ (ой, прости, господин) абориген Александр, добрее надо быть с интуристами ;-)
Успехов, ребята!

Максим Иванов
Максим Иванов

Ага, долго как-то запрягали, виноваты. Надо за кадром будет оставлять разминки. Приятно, что все-таки понравилось. Житейские истории- в студию!

К теме про сканирование лица. Только вчера от китайцев узнала, что отменили бумажные билеты на поезд, вместо них будут электронные в телефоне, типа 2weima, либо будут сканировать шэньфэньчжэн. А тем, у кого нет телефона, будут 刷脸 делать )
И да, я тоже считаю, что большинство, более 50% русских работают в Китае нелегально.

Александр Мальцев

Прямо отменили бумажные? Я видел, что китайцам просто нет особого смысла за ними идти, так как можно телефоном или сразу ШФЧ провести. А еще же есть медленные поезда, там кажется до сих пор нужны билеты.

Скоро как раз поеду на таком, и узнаю, правда или нет

Papa HuHu

Да, я почитал про отмену бумажных билетов — вроде как с 2019 года. Но, еще в феврале я ездил на поездах и все, если только я не ошибаюсь, вставляли билетики на вход и на выход со станции. Речь идет о скоростном гаоте. Но, сомнений нет, китайцы это сделают и вот уже прям щас….

Madman’s Nest

Закон о перерождении тулку уже сто лет как приняли. Товарищ Гэн Шуан просто повторил об этом в ответ на вопрос.
То, что никакого обсуждения этого в интернете нет, вызвано только тем, что это политически чувствительная тема и её публично не обсуждают. Тибетцы приватно вполне обсуждают, правда обсуждать там категорически нечего — все тибетцы, что мне попадались, как один, превозносят Далай-ламу и считают китайского Панчена фейком. А если нужно узнать мнение китайцев, нужно наверное искать китайцев-тибетских буддистов, причём таких, с которыми установлены достаточно доверительные отношения, чтобы они не боялись обсуждать с вами политические темы, у меня таких нет.

Максим Иванов
Максим Иванов

Во время поездки в Тибет удивило то, что практически везде (кабины грузовиков, жилье, постоялые дворы, храмы разумеется) были на виду портреты Далай-Ламы (намного реже- Панчен-Ламы предыдущего созыва, но и тот всегда был в паре с далаем). Это несмотря на «нерукопожатный» статус беглеца (читай- предателя и отщепенца). То есть было понимание того, что какие-то смыслы и понятия лучше оставить в покое, иначе все равно будут поклоняться, хоть бы и в подполье, а там кроме битья челом мало ли еще что в голову взбредет. С поиском новой версии Далай-ламы может быть сложней, поскольку искать будут и «там» тоже, и ведь найдут. И… Подробнее »

Madman’s Nest

Так ведь и сейчас в монастырях для всех на видном месте фотографии китайского Панчена, а за закрытыми дверями для своих или в частных квартирах — ДЛ XIV. И дома у всех фотографии ДЛ XIV. Так что не похоже, что тибетцы будут раздумывать, чьи фотографии вешать.

Максим Иванов
Максим Иванов

Раньше было не за закрытыми дверями, а на самых видных местах. Видать все-таки есть определенное давление. Сейчас когда пекинской альтернативы далай-ламе нет то и возразить нечего, не будешь же отрицать явление далай-ламы как таковое- только потому, что нынешний носитель титула «не в тренде» официальной пропаганды. Вот когда появятся конкурирующие наследники тогда за вывешивание «неправильного» портрета будут жестко порицать и «корректировать», возможно по синьцзянскому варианту, благо опыт уже накоплен

Madman’s Nest

Интересно, раньше — это в каком году?

Максим Иванов
Максим Иванов

Январь-февраль 1992

Madman’s Nest

А, конечно, это ещё задолго до того, как стали закручивать гайки.
Синьцзянский вариант, впрочем, думаю, не получится в Тибете сделать. По крайней мере, не раньше, чем там 5G наладят :D

Максим Иванов
Максим Иванов

К успению далая да успеют :)))