Laowaicast 137 — Китай vs. Япония

Laowaicast 137 — Китай vs. Япония

Специальный выпуск Laowaicast о Японии и китайско-японских отношениях глазами шанхайских лаоваев.

— Приветствие ведущих и куда делся Мальцев?
— История китайско-японского конфликта.
— Взаимная любовь и ненависть между китайцами и японцами.
— Язык, культура и закрытость от остального мира.
— Еда и кухня.
— Политика двух стран.
— О людях, вежливости и правилах.
Пожертвования для Laowaicast (на хорошую студию)
— Грамота: 人间地狱 [rénjiān dìyù] — Адъ на земле.
— Музыка: Matzka — I Got A Trouble (от vk.com/haoting)

Скачать выпуск (mp3)

Laowaicast 137 — Китай vs. Япония: 58 комментариев

  1. я не регулярный слушатель, но в ряде выпусков заметил один ньюанс, вот очень интересно, когда среди участников передачи есть лидер (из ведущих или гостей, что чаще бывает)) , то в итоге беседа является более менее конструктивной, а когда оный отсутствует, то мало того, что сценария нет и единомыслием даже не пахнет, так ещё и обсуждение каждой детали сводится к классике баснописания от ИА Крылова ;)

  2. Ребята, ну про еду и религию совсем все неправда:(( Вот прямо на 99%.
    Немного необычно слышать, что Япония именно такое впечатление производит на посторонних. Мне казалось, что Китай же рядом, оттуда лучше видно, чем из той же Америки. А оказывается…

    Че-то теперь я волнуюсь за свое представление о Китае.

  3. Очень советую почитать книжку Константина Преображенского «Как стать японцем». Автор рассказывает о жизни японцев 80-х гг. Чрезвычайно интересное чтиво, и показывает, что японцы куда более противоречивы, чем кажутся.

    • спасибо, 安东. поверхностный взгляд, обозревавший внешнюю сторону вопроса на протяжении недели, дает только ощущения, домыслы и параллели с привычной китайской средой.

  4. Кстати, о цельности японской нации, айну (или айнах), народностях и изоляции.
    Исследователи синто, традиционной японской религии, отмечают тот факт, что одно и то же божество (судя по названию) на востоке и западе Японии может выполнять различные «функции». Диалекты в разных провинциях могут разительно отличаться фонетически, грамматически и лексически.
    Но на поверхности всё это практически не заметно по одной простой причине.
    После реставрации Мэйдзи появилось обязательное образование и СМИ. Благодаря чему стало возможным повсеместное распространение стандартизованного японского языка и общенациональной культуры.
    И с конца 19 века сепаратистские стремления в Японии прекратились (до того момента они были).
    Айны долгие века сопротивлялись японизации и в 10-17 веках не раз на северо-восток отправлялись войска. Окончательная ассимиляция завершилась к концу 19-началу 20 веков. Что не помешало им повлиять на самурайское сословие. Считается, что вояки переняли именно от айнов отношение к богатству и жизни.
    И наконец, пресловутая самоизоляция. До эпохи Бакуфу (сёгунат Токугава) и изоляции армия Японии не уступала, скажем, французской. Китайцев на границе с Кореей выкосили в большом количестве, но не сложилось с флотом корейским. Во время изоляции появились Басё, Ихара Сайкаку, укиё-э, «Хагакурэ», которые в 20 столетии стали вдохновением для культуры Западной Европы и Америки. Но это было уже после Реставрации и открытии Японской Империи. После террора против «заморских дьяволов», немецкого композитора, написавшего музыку для «Кими-га ё», Тайваня, Кореи, Китая, Сахалина.
    Япония периодически самоизолируется/открывается. В 5-8 веках страна была открыта для переселенцев с корейского полуострова и Китая. Это рисоводство, железо, шелк, буддизм, конфуцианство, письменность. Ремесло, архитектура, религия, технология, государственный строй основаны в большинстве своем трудом и влиянием выходцев с материка.
    Затем была изоляция и переосмысление накопленных знаний под свои нужды. К примеру, в Китае было обычным делом свержение нелигитимной правящей особы. Воля Неба изменилась — можно менять правителя. Япония, основанная во многом на тех же принципах, что и Китай, так и осталась номинально одномонаршей. Потомок Аматэрасу вечен, банзай!
    Следующее открытие — примерно 12-16 века. Дзен, чайная церемония, христианство, мушкеты и тэмпура. Кстати, в это время количество христиан в Японии вполне сравнимо с этим количеством в Америке. Иезуиты пришлись по душе самураям.
    Токугава страну закрыли вновь. В 17-19 веках — переосмысление и приспособление под себя. Пресловутый Бусидо оформляется в это время. Производится ранжирование (в чём-то сходное с индийскими кастами) населения, дзэн обретает сегодняшнюю форму, сглаживается культурное и языковое различие, появляется то, что стало изюминкой японских искусств. Традиции, заложенные в это время на манеру поведения японцев влияют до сих пор.
    Приход европейцев в Азию, грубое приветствие Пэрри и страна открывается вновь. Новые технологии, развитие медицины, СМИ и связи, путей сообщения. Капитализм и либерализация. Земельная и экономическая реформы под присмотром Штатов. В итоге, сейчас в Японии серьезный кадровый и социальный вопрос. Молодое поколение, знакомое с жизнью Америки и Европы не готово работать по старому, либерализация размывает традиционные идеи и ценности, а проблемы с экономикой и энергетикой не позволяют игнорировать проблему. В итоге, либо ещё раз изоляция, либо наоборот, встретить в Ижевске сотню японцев будет обычным делом.
    Фух, наговорил тут всего… Просто Нанкинская резня не упомянута по вполне конкретной причине.

    • А чего сразу в Ижевске-то? ;) У нас пока только по 8-10 человек встречала.
      Какой пространный комментарий! И интересный, спасибо)
      А в выпуске представлен не более чем субъективный взгляд. Ну не японисты ведущие — это ж очевидно

  5. А можете оказать небольшую услугу вашему постоянному слушателю? :) Коллега ходит в футболке с иероглифами, вроде китайские, говорит что они вроде про благополучие, пошутили-посмеялись про «я белая обезъяна не знающий китайский язык» и пр. Но всё-таки что там написано, подскажите пожалуйста! http://fastpic.ru/view/48/2013/0418/c6c5ccd8706aaa662b584fced1e33373.jpg.html

  6. Маленький факт: японцы очень социальные люди, они чистые в обществе, а вот в квартирах не очень. В Японии такое понятие, как гигиена, возводится чуть ли не на пьедестал, и дисциплинированные граждане упорно стремятся к порядку и чистоте. Последнее массовое увлечение жителей Страны восходящего солнца – книжки о привлечении удачи, содержащие инструкции по наведению порядка в уборной. Именно в этой части дома, по мнению авторов, находится ключ к успеху. Но вот остальная часть дома может быть грязной. И еще как.))) Я имею в виду простой народ.

  7. Согласна с ведущими о двояком взгляде на Японию. Из личного опыта: не стала покупать китайскому другу часы О*ега, так как знаю, что производство с участием Японии. Купила Американские часы по такой же цене, или чуть дороже. В итоге спустя месяц услышала бурное семейное обсуждение в гостях у того же друга «часы О*ега и красивые, и дорогие». Вот как их после этого понимать? Японцы им не нравятся, но нравятся.

    • Да все как у нас: вещи классные, но принципиальность показать надо. Особенно когда уже подарили и назад возвращать не надо. :) У нас же тоже, все ругают Макдональдс и при этом в него ходят.

    • У некоторых историков (без ссылок и доказательств, можно считать голословием) большие сомнения по поводу Токийского военного трибунала. Якобы верхушка командования, повинная в преступлениях, либо погибла, либо покончила с собой и по большей части огребали не совсем причастные люди. Может и приврали, но сомнения насчет излишней политизированности остаются.

  8. Культ самоубийства пришёл от айнов, он был распространён только в самурайской среде. А самураи составляли лишь незначительную часть общества. При чём здесь все японцы?

        • Это подражатели эпохи офисного планктона. Тот же Мисима писал о своем отвращении к современным ему японцам фанатеющих от американских часов и новых кроев костюмов. В современной Японии этого как минимум не меньше чем во времена Мисима. Обывательщина давно захлестнула Японию. А героическая и трагическая культура предков тут является живым укором современному поколению. Откуда анимэ с прекрасными персонажами, самоубийствами, детьми-ниндзя и т.п.? Это культурная компенсация для тех кто будет всю жизнь работать в одной и той же компании, среди одних и тех же лиц. Среди людей самый героический поступок которых это возразить боссу. После 65 уничижительных извинений. «Японских городовых» послушайте — секция фехтования на алебардах-нагината на всю страну жалуются что искуство умирает и у них нет учеников. Не романтизируйте японцев. Это как минимум несправедливо по отношению к китайцам, чье грязное белье вы уже хорошо знаете. Чего-это я так разошелся?

          • Надо переехать в Японию. Судя по знакомым лично японцам, пока что не романтизировать не получается.

          • Ага. Меня дочь тиранит — поехали в Японию. Но на деньги за 5-ти дневную поездку в Токио я могу поехать в Китай на месяц и кутить как сын президента Азербайджана. А так можно послушать подкаст «Японских городовых» — там немало лайфхаков — http://gorodovye.rpod.ru/

  9. Насчёт этнической мононациональности японцев — она вызвана в основном тем, что представители других национальностей (в основном корейцы, также китайцы) подвергаются дискриминации, поэтому многие просто скрывают своё неяпонское происхождение и полностью ассимилируются. А так как по японским законам человек, получающий японское гражданство, обязан выбрать себе японское имя и фамилию, то это сделать намного легче.

  10. Вчера на радостях после тяжёлого дня скачала выпуск, легла на диван послушать и под убаюкивающие приятные голоса уснула минут через 20 :)

    про культ еды в Японии: на ютубе подписана на канал одной русской тётеньки, у которой муж японец и дети там учатся. В общем она там давно. Говорила, что в Японии культ диеты :) Для них её очень стройная дочь по кол-ву кг считается очень толстой. И кушать там принято чрезвычайно маленькими порциями.

    Выпуск отличный :)
    Спасибо!

  11. Жителям Евросоюза виза в Японию делается про прибытию.
    А вот в Китай нужна виза, со всеми справками, бронями и билетами.

  12. «Хризантема и меч» Рут Бенедикт, самая лучшая книга, написанная иностранцем о менталитете, культуре японцев. очень рекомендую

  13. была в Токио на новый год, в Москве действительно можно сделать визу через турагенствою, хотя делали только визу, остальное — сами.
    в Токио хозяйка отеля оказалась китаянкой, принесла нам меню местного китайского ресторана на китайском и сказала — можем звонить заказывать еду в номер).
    Правда может только моя карма — везде попадать на китайцев. Потому что до этого я снимала аппартаменты в центре Вены и хозяйка там тоже оказалась китаянка))

  14. кстати в Токио на Сибуе японцы попросили с нами сфотографироваться, что было большим удивлением)) Стоял парень с девушкой, заметил как я их разглядываю, сначала спел happy new year, затем вот так даже осмелел))
    А еще удивляет одинаковое китайцами и японцами незнание английского языка.
    А еще насет еды — когда я увидела у храмов такие же закуски (типа уличных шашлыков), стала себя чувствовать как в Китае). Может быть новогодняя радость так расслабила японцев, но они подходили к нам знакомиться и один японец подарил согревающие подушки для рук, вообще я думала у японцев больше гайдзинофобии, но оказалось нет))

    • Недавно один чувак с Питера писал, как он в Японии забрёл в местечко, куда нога нормального руссотуристо не ступала. На его взгляд были сплошь японцы. И одна говорит так своему парню (перевод вольный, но смысл хэнна айцу таков) — что за хрен нарисовался?
      Что в Китае, что в Японии, что даже в России есть нехоженные туристами места, где отношение к иностранцам непредсказуемо. Это был привет от Кэпа.
      Теперь привет лично от меня.
      «удивляет одинаковое китайцами и японцами незнание английского» серьёзно?
      Для примера возьмем банальное «Chicago». На мой взгляд Чикаго и есть Чикаго, какие проблемы? Однако [ʃɪˈkɑːgoʊ] как бы намекает, что я лопух.

  15. Верните Мальцева в подкаст! Без него какой-то короткий подкаст получился. :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш анти-спам очень суров. Если у вас пропали комментарии, обратитесь к редакции.